Очко Повалишина
Многие даже и не в курсе, а в столице уже не первый год происходят
творческие игрища, испокон веков зовущиеся Большим Поэтическим Слэмом.
Правила просты и отнюдь не аристократичны – в каком-нибудь интеллигентском
кафе собираются поэтики желающие порадовать публику своим зарифмованным
продуктом и читают вирши на время, а жюри из простых плебеев определяет
путем поднятия табличек (ну, типа, КВН, вы же понимаете) и определяют
наиболее угарных претендентов на роль новых Маяковских и Цветаевых.
Вчера я посетил прекрасное место, клуб "Билингва", с целью понаблюдать за
Слэмом - чтением стихов московских поэтов на время. Сие мероприятие
устраивал журнал "Крокодил" и ещё какое-то лит. объединение.
И вот в этом году «Мой андеграунд» впервые послал на это тяжкое
испытание своего представителя, которым был избран (тайным голосованием,
конечно) Дмитрий Повалишин,
победивший в острой конкурентной борьбе (сравнимой по накалу страстей с
национальным отбором на Евровидение) с
Валентином Жопиным и
Вячеславом Убогим. За него пришли болеть
Тимофей Фрязинский,
патронируемая сайтом поэтесса Оля Осипова и её подруга, владелица «Польского
театра» Баронесса и девочка-панк Стерх, ежедневно теряющая кошелёк.
В слэме участвовало 8 поэтов, каждому давалось 3 минуты на выступление. Жюри
из зала должно было выставлять 2 оценки - за содержание и артистизм.
Итак, место проведения – восстановленное из пепла кафе «Билингва», 10.05.06.
И что я увидел на поэтической сцене? И Застеколье, и вот теперь Слэм
показывают, что нам нравится. Аттракцион, шоу. И в этом нет ничего плохого.
Нормальный продукт столичного цинизма и снобизма, коими даже недавно
перебравшиеся сюда быстро заражаются. Что такое Слэм - выборы "короля
поэзии", как его анонсировал знаковый ведущий? Нет, конечно. Это
соревнование по мощному кратковременному выбросу энергии в зал. И поэзия тут
не то чтобы ни при чём, но и не на первом месте. И даже в десятку не входит.
Мое мнение таково - мероприятия в частности и в общем - все случаи, в
которых может звучать вслух поэтическая речь, разнятся по уровню. Т.е. есть
случаи, когда лирика эпатажная, яркая звучит уместно, причем из этого не
должно следовать вывода, что читающий ее человек способен лишь на эти слова,
и не на какие другие - просто данные слова (или тексты) уместны именно в
этой ситуации, а в другой - уместны другие. На Слэме, на мой взгляд, были
более уместны некие несложные тексты с обсценентной лексикой. Слэм - не
академические чтения, а развлечение для зрителей и читающих.
Ни для кого не секрет, что разношерстной публикой легче всего считываются
(т.е. идет незамедлительная реакция) простые коды, как то: секс,
ненормативная лексика, шутки, стёб. И было бы в корне неверным шагом
заставлять людей, пришедших отдохнуть после рабочего дня, слушать тексты,
допустим, о боге (хотя и такая есть в наличии, не без этого). Если в это
вечер в зале и были такие люди - это была как раз редакция зеленошкурого
журнала, спонсировавшая этот пир духа. Когда на сцену вышел один молодой
автор, читая стихи из разряда "то ли лошадь не едет, то ли я еб*нутый", при
словах "еб*нутый", "3.14зда" и "х_й", зал заметно оживлялся люди хлопали,
искренне радовались. Может потому, что услышали, что-то знакомое и близкое?
Я не хочу говорить о том, что я тонкий ценитель поэзии и очень хорошо в этом
разбираюсь. Но, я плохо отношусь, когда однокоренные слова "х_ета", "х_йня",
"ох_енно" и "по х_й" стоят в одном предложении, как например в стихе Ульяны
Заворотинской, которая, между прочим, вышла в финал. Хотя образчик её
творчества далеко не самый парадоксальный во всём этом действе. Были ещё
люди которые читали какую-то бессмысленную дрянь про "яйца", "голубиный
помёт" и прочее... Но! самое неизгладимое впечатление на меня произвёл
Виктор Коваль, который судя по всему является любимцем публики. Дело в том,
что содержанием стихотворения Виктора являлась обыкновенная записка, типа:
«Как только девочка придёт из школы, переодень её. Котлеты на столе.
Разогреть.» Фишка была в форме чтения этого стихотворения - Коваль пытался
изобразить рэп. С другой стороны, каждый пишет, как может, хотя лучше бы
некоторые не писали...
Меня разочаровала реакция публики, которая воспринимала этот воспалённый
бред, как некое открытие и откровение. Ведущий, Андрей Родионов, по-моему,
искренне расстроился, что победил не этот самый Коваль, которому кроме нас
все остальные ставили "5" и "4", а питерский автор Сергей Полотовский,
который прочитал вполне сносный по слогу стих про 90-е, загубив, правда, моё
впечатление о нём стишком о Настасье Кински. Победителю, между прочим,
"Крокодил" вручил 100 баксов. Почему-то вспомнились слова Цоя о том, что рок
в Питере играют герои, а в Москве - клоуны. Мне кажется, это можно отнести и
к поэзии... И дело тут не в том, что Москва или Питер, а в любви к эпатажу и
погоне за формой, чем за смыслом. Разочарование, как от уровня авторов, так
от общего настроя якобы культурной окололитературной тусовки к этим авторам
постигло меня.
Итак, места распределились следующим образом:
1. Сергей Полотовский - 59 баллов.
2. Виктор Коваль- 50.
3. Леша Ефимов - 49.
4. Ульяна Заворотинская - 47.
5. Вероника - 42.
6-7. Андрей Коровин - 21.
6-7. Дмитрий Повалишин - тоже очко.
8. Алексей Денисов - 19.
Коровин, Повалишин и Денисов выпали в первом раунде, остальные продолжали
борьбу во втором, поэтому такая разница очков. Победили действительно
сильнейшие - Полотовский и Коваль, они продолжат бой в суперфинале. Ульяна
Заворотинская дважды превышала лимит времени, за что дважды была
оштрафована, а то бы она заняла второе место; поразила Вероника (вот это
телка, сказала некая девушка из США).
|