Цветы зла для Парсифаля
Смысл всего происходящего обретает пронзительную определенность в сцене,
где звучат слова о том, что из них шестерых к концу войны должны погибнуть «четыре
целых человека и восемь сотых от пятого». Но, как пишет Лавренчук во
вступительном слове, «бесценное сокровище жизни – юность и ощущение
собственного бессмертия» заставляет героев превратить саму мысль о смерти в
игру.
Парни спорят (ставка пять долларов) на самое невероятное желание: что
каждый из них сделал бы в последние семь дней жизни. И хотя ничего
невероятного в их желаниях нет: истинным сынам Америки хочется иметь много
денег, много женщин и много славы и чуть-чуть домашнего тепла. Но в детской
непосредственности, с какой высказываются эти, в общем-то, наивные мечты, и
заключено очарование юности.
Ко всем героям проникаешься симпатией. Не только к честному и доброму
Джеймсу Хэннесси, который благодаря Петру Королеву стал крутым брейк-дансером,
мечтающему свои последние дни провести в кругу семьи. Не только к мальчику с
улицы Дональду Карни, каким его играет Антон Антонов, оснащая свою речь
словами типа «блин», его Дональд хочет стать поп-звездой, чтобы вырасти в
глазах девчонок. Не только к романтику Юджину Джерому, грезящему о большой и
светлой любви. Но и к Джозефу Виковски – Евгению Макарову, красивому, но
грубому самцу, хотя он до этого беззастенчиво читал вслух дневник Юджина и
первым принял сторону сержанта. И к Рою Сэлриджу. В исполнении Дениса Конорева
этот мечтатель о любовницах-миллионершах предстает рубахой-парнем, который
избыток энергии вкладывает в невероятные прыжки. И уж тем более к Арнольду
Эпштейну – Александру Лузанову, интеллигентному мальчику из еврейской семьи,
который читает Кафку и мужественно сопротивляется муштре Туми, становясь
недругом сержанта, потому и ставит свои пять долларов на то, чтобы заставить
отжиматься героя Тарасова сто раз.
Все эти мечты слушать трогательно и больно. Потому что, кроме Роя и Юджина,
все умрут. А желания сбудутся у двоих. Юджин будет танцевать со своей
возлюбленной Дези. А рядовой Эпштейн заставит сержанта Туми сто раз отжаться.
Важно то, что в сцене, когда списанный со службы вояка будет ползать в ногах
Арнольда, умоляя застрелить его, герой Александра Лузанова одет в белый халат
и опирается на тросточку, а герой Владимира Тарасова – в армейский камуфляж.
Выходит, живой ищет сочувствия у мертвого.
Фраза сержанта, звучащая в тот момент: «Идиот! Уйди с моей дороги! Ты
мешаешь мне! Я спасаю им жизнь…» – ключ к пониманию роли, которую актер, по
его признанию, сыграл мягче, чем пятнадцать лет назад. Сержант Туми Тарасова
сегодня – это строгий отец-командир, который по-своему любит ребят и желает им
добра.
Эпиграфом к спектаклю можно было бы взять строчку из Ремарка: «Это только
попытка рассказать о поколении, которое погубила война, кто стал ее жертвой,
даже если спасся от снарядов», а для постскриптума – строчку из Зинаиды
Гиппиус: «В этот час мы все ближе к смерти, только живы одни цветы».
Неслучайно Евгений Лавренчук дает второе название спектаклю – «Цветы живьем».
Цветы – это, безусловно, души этих юнцов, а зло явлено в виде войны и
сержанта Туми, человека с металлической пластинкой в голове. Букет цветов,
экзотических, ярко красных, на сцену выносит медсестра – Татьяна Жугина. Потом
Она раздаст каждому парню по цветочку.
Режиссерское название отсылает к бодлеровским «Цветам зла». По примеру
Бодлера, который пытался добыть Прекрасное из Зла, Евгений Лавренчук пытается
из социальной драмы добыть высокую трагедию. Трагедию юных душ: «они пришли в
мир, чтобы познать его, а мир познал их». Неслучайно режиссер вводит в ткань
спектакля пластические миниатюры – сны Юджина Джерома. Важно то, что все эти
видения о великой славе и настоящей любви будущего писателя проходят под
музыку последней оперы Вагнера «Персифаль». Включить в спектакль о Второй
мировой музыку любимого композитора Гитлера – смелый шаг. Но в этом и
заключена концепция режиссера. Персифаль – это рыцарь Круглого стола, который
удостоился видеть Священный Грааль с кровью Спасителя. По версии Евгения
Лавренчука, в ХХ веке, изрядно нарвавшем цветов зла, Священный Грааль – это и
есть сама Юность, а молодые герои – рыцари, которые взяли на себя миссию
Спасителя и также, как он, пролили свою кровь за других.
Татьяна Веснина
Томск, 13.01.2005.
По материалам:
http://aki-ros.ru/default.asp?Part=16&Region=32&NID=12618 |