(рассказ-пунктир)
Ткань рассказа представляет собой духовные искания главного героя -
не до конца уверенного в своих силах богемного писателя, лирического
субъекта-наблюдателя, склонного к уходу в красивые и странные миры,
созданные его воображением. Это повествование о человеке живущем,
мечущемся, ищущем, сумнящемся, выживающим в наши не легкие дни и ночи.
Он приходит в этот мир, становится частью МЫ, примеряет различные
социальные одежды, ищет любви, размышляет о стране, цивилизации, русской
идее, ищет выхода и понимает, что умом до него не добежать; обретает
одиночество, обращая его в долгожданную свободу.
Герой обращается к высшей силе, он чувствует, что она есть. И уверяясь в
жизни и смерти, отправляется в вечный путь, в кругосветное путешествие,
путешествие по жизни. Это - путь, позволяющий вырваться из той пелены,
из тьмы мыслей, лишенных солнца, в тумане которой друзья не идут дальше
горизонта, а женщины - дальше постели. Вырваться в иные слои бытия, где
последователи Моххамеда воплощаются в его саблю и его красноречие, в
сияние Аллаха над головой пророка; где, покачиваясь в силах недеяния,
императоры отдают подданным каждой щедрой рукой, наблюдая чрез шелковые
занавеси, как добро возвращается в казну. И ещё он вдруг понимает: путь
- лишь в нас самих, блуждает внутри самого себя и дай Бог не потерять
себя на карте.
И герой начинает думать: кто же я? зачем эта жизнь? Ведь первый
вопрос всегда задается минуту отчаяния. Наступает время одиночества,
лирического осмысления бытия. Он думает о своей жизни, об этих
невзгодах, погружается в мир и понимает, что его нахрапом не взять, но
"хоть скверные мы, а хорошо на свете"... Высшая сила ему говорит - иди
дальше, иди, как можешь. Да, жизнь печальна, но это печаль, а не
трагедия, а жить все равно надо. И он верит, избранные, ступившие на
верную дорогу, попадут в страну с неизвестной географией после
наступления после отлива жизни, печальной и нервной. Такая страна
открывается наяву лишь тем, кто, нашел себя оправдал.
***
...
"Эту Книгу написал мой Учитель, он был выдающимся человеком,
востоковедом по призванию. Но 15 лет назад он внезапно оставил всю научную
работу, передав дела ученикам. Он переехал сюда и 8 лет посвятил решению
двух Великих задач: по построению "Лабиринта лабиринтов", в котором
затерялись бы все люди ушедшие, ныне здравствующие и ещё не родившиеся"
ибо "лица мешают идеям, мешают нахождению Высшего смысла, Истины; Второй
задачей значилось написание Книги Жизни, которая стала бы знаменателем
Судьбы.
Однако после смерти Учителя наследники идей и почитатели его с удивлением
обнаружили, что роман представляет полную нелепицу, и опубликование его
было несусветной глупостью. Эта книга, как они говорили, есть "абсурдное
скопище противоречивых набросков": в 3 главе герой погибает, а в 4 как ни
в чем ни бывало обсуждает смерть своего врага. В общем, роман заставил
даже преданных адептов если не отвернуться от Учения, то с некоторой
прохладцей воспринимать последствия дара. Но, конечно, десятки
исследователей со всего мира занимались и занимаются анализом текста,
поисками, однако пока, насколько мне известно, эта деятельность особым
успехом не увенчалась. Что касается Лабиринта, то теперь исследователи
вообще сомневаются в его существовании, оба вопроса так и остаются без
ответов". |