Реклама и демократия
Все рекламируемые вещи и возможности – знаки, проводники в более
правильный, уточненный мир буржуазной гармонии.
Реклама продает не то, что продает, но то, что окружает этот культовый
предмет, делает желанной ситуацию, среду, сценарий, подразумеваемый в
ролике или на плакате. «Ведь вы этого достойны» – постоянно повторяемое
с экрана заклинание, призванное замять один простой вопрос: почему
прежде так много людей, обходившихся без всего этого, добивались порой
столь поразительных экзистенциальных результатов, тогда как сейчас,
когда жизнь настолько «улучшилась», вы даже не можете себе представить
что двигало этими загадочными людьми прошлого?
Всё больше детей на земле узнают о том, что собака должна лаять и вилять
хвостом, из роликов о консервах и впитывающих подстилках.
Хороший (благонадежный, добросовестный) зритель воспринимает рекламу как
краткое изображение мира исполненных желаний, стимулирующих его
ежедневный труд или, по крайней мере, оставляющих его законопослушным.
Ролик – набор паролей, программирующих вашу завтрашнюю активность,
теперь вы догадываетесь, зачем вам деньги и те, кто утверждает планы
желаний на ближайший год, застрахованы от банкротств. Прежде чем
заставить вашу квартиру своими «желанными» вещами, они загромождают ваш
мозг своими сюжетами «желаемой жизни».
Тефаль думает о вас, хотя и выглядит как кухня. Возникает подозрение,
что это псевдоним какой-то более интересной и постоянной силы, кладущей
ваше будущее на свою, гладкую, как телеэкран, сковородку. Мужчина
реагирует на Импульс, невидимый в воздухе офиса. Призыв стать более
чутким к чьим-то импульсам, чтобы не пропустить удачу?
Мультипликационная корова с кружкой на шее обучает детей мычать на
молочном пути к успеху, т.е. к цеху забоя. Чтобы от всего этого не
обособиться в монастырь, достаточно всего-навсего развернуть упаковку
«Марса» перед воротами христианской обители, так языческий бог,
связанный с пищеварением, вновь выигрывает у христианского.
Реклама нейтрализует опасность, включая в свой бесконечный сюжет о
перманентном улучшении бытия самые опасные для такого «бытия» идеи. Что
такое восстание? Не обещанное во вчерашних новостях качественное
изменение сценария, неизбежно вызывающее, по крайней мере временное,
банкротство производителей и продавцов иллюзий.
Восстание позволяет за секунду понять и увидеть то, что мы отказались
увидеть и понять за всю предыдущую жизнь, занятую рекламой и сличением
рекламы с обыденностью.
Восстание – это то, что лучше один раз совершить самому, чем сто раз
посмотреть по видео.
Реклама пытается изобразить восстание, чтобы избавиться от него. Реклама
становится главным обрядом торгового строя, а агенты большинства
конфессий все чаще оцениваются паствой по способности к рекламной
деятельности, к раскрутке своей веры, к ажиотажу вокруг неё, к приданию
ей статуса респектабельного и не портящегося информационного товара.
Рекламная пауза – полезный минисеанс психоанализа для всех, кто готов
признать себя зараженным. Вы смотрите на персонажей ролика в сотый раз,
выучили их движения, и от этого просмотр превращается в нечто, подобное
повтору молитв, сур или мантр, только «читают» их за вас с той стороны
телевизионного стекла, а вы всего лишь соглашаетесь, не переключая и не
ожидая ничего другого.
Рекламируемый продукт сообщает о приближении счастливого чуда в вашей
жизни, если, конечно, вы того заслуживаете, т.е. если не планируете
противиться сюжету.
В рекламируемом товаре узнается фетиш, Laterna magica (волшебный
фонарь). Вода, шоколад, жвачка, колготки, массажер, путевка на остров –
один и тот же волшебный предмет, проводник в новое (иное), преображающий
всё, попавшее в поле его действия. Принцип диалектического преодоления
прежних границ спародирован «вечными» батарейками в паролоновом теле
заплывшего за все буйки механического зайца.
Человек, даже внешне роботизированный страхом потерять работу, никогда
не согласится с торговым строем, который в человеке, как в событии, не
нуждается, предпочитая редуцировать нас до статуса двуногих товаров.
Человек будет добиваться иного даже в обход своего сознания, занятого
коммерческой, политической и религиозной рекламой.
Реклама нужна, чтобы интуиция об ином, раз уж ее нельзя ампутировать,
связывалась нами с приобретением тех или иных новинок, иначе, когда этот
элементарный трюк разоблачен, происходит массовый отказ от навязанных
экраном ролей, пресловутый социальный взрыв, которому принято
предпочитать «все, что угодно».
Человек перестает мириться с сознанием, заставлявшим его подчиняться
чужой воле, и тогда сознание восстает против того, отражением чего оно
вчера являлось.
Не подслащенная волшебным шоколадом тоска по иному вызывает восстание.
Восстание выселяет агента власти из вашего черепа, избавляет от обузы
при условии, что вы будете делать, а не терпеть восстание.
Яблоко, которое вы видите по ТV, ближе к нарисованному или восковому,
инсталлированному яблоку, чем к обычному плоду, выросшему за вашим
окном. За телевизионным окном оно выросло не само, его повесил некто в
этом времени и именно на этом месте, он хотел, чтобы вы увидели его
именно так, а уж зачем: по соображениям коммерческим, политическим или
откровенно издевательским – вопрос следующий, частный. Оправдывая его
ожидания и «надкусывая» своим сознанием телевизионный плод, вы
надкусываете свою смерть.
Именно то, что призвано усыплять, может привести к необратимому
пробуждению. Телеэфир и, в частности, телереклама как эссенция, суть
эфира дает всем желающим важный урок: у окружившей нас реальности, так
же, как у телевизионной, есть хозяева, есть постановщики, есть люди,
конкурирующие друг с другом и перекупающие друг у друга каждую минуту
нашего внимания, нашей активности и вообще нашего присутствия. Есть
нещадно эксплуатируемый и презираемый начальством персонал, который
терпят до тех пор, пока он более или менее убедительно организует вокруг
нас эту «реальность». Если вы усомнились, ударили по экрану ногой или
просто продали телевизор, это воспринимается персоналом как «помехи», и
завтра же, если помехи не будут устранены, всех этих мелких бесов
вышвырнут с их мест, а вы обнаружите окружающее совершенно неожиданным,
совсем не таким, как привыкли, гораздо менее печальным и не требующим
прежних жертв.
Жертвы, которых от вас постоянно добивались, оказывается, нужны были не
самой «жизни», но ее самозванным представителям, операторам,
узурпаторам, тем, кто разводит и продает имитации, как Дуремар пиявок.
Держатели всех легальных и нелегальных акций ТV надеются, что
некритичное восприятие телереальности, которую вы наблюдаете несколько
часов в сутки, воспитает в вас такое же некритичное отношение к
реальности вообще. Однако мы можем поступить и наоборот: просмотр ТV
заставит усомниться в «самособойности», «естественности» и «вечности»
происходящего с нами в ежедневной жизни. Нет ли у этого монотонного
сериала с нашим участием вполне конкретных режиссеров? Нет ли у этих
режиссеров спонсоров? Нет ли у этих спонсоров агента, поселившегося в
вашем черепе, заставляющего терпеть, верить и в сотый раз играть в этом
скучном фильме?
Ежи Пасек и Ста-Ста |