Ежи Пасек:
«…Порядочному человеку всегда трудно…»
После продолжительного звонка в дверь конспиративной квартиры, где теперь
прячется от кредиторов бывший сектант Ежи Пасек, после того как его с
позором выгнали из посёлка Октябрьский, нам открывает… Гжегож Пономарьов. Он
с женским полом связываться теперь опасается. Вообще, про женщин он говорит:
"За ними хорошо ухаживать, читать им стихи, раздевать, ласкать... А серьезно
говорить с ними не о чем.
Они почти и не люди. Исключение составляют лишь женщины-святые и
женщины-математики".
Прохожу в прихожую, иду дальше – маленькая комнатушка и огромный английский
флаг посреди неё. Из ванны появляется хозяин квартиры с обмотанным
полотенцем тазобедренным суставом. Не теряется и тут же позирует у флага для
фото. С полотенцем и позже уже – без. Затем бросается на кровать, где
устроился лёжа на животе Гжегож Пономарьов…
Пьем чай. Потом устраиваемся на ночлег, но я долго не могу уснуть. Пристаю к
Пасеку с вопросами.
– Юрочка...
– А сижу и вот о чем думаю… Как же это удивительно, когда что-то появляется
новое, хорошее: новая песня, новое стихотворение, новый какой-то человек с
новыми мыслями, с новыми идеями. И вот он там пишет, что все злое не имеет
сущности. Оно только в нас, если мы его воспроизводим, оно есть, а так его
нет. Так все, что хорошее, что от бога – все хорошее и все новое. А дьявол,
ну что он придумал за шесть тысяч лет? Наркота была, «кайфы» всякие были,
секс был, зависть, осуждение – все это, ничего нового он не выдумал. А вот у
Бога сколько нового интереснейшего удивительного: новые стихи, новые книги
люди пишут, новые мысли какие-то. Удивительно! Просто не перестаешь
удивляться богатству замысла. И вот ох, как здорово это все. Желаю всем в
чем-то себя обязательно пробовать и делать, может быть, какие-нибудь шкафы,
стулья, табуретки – какая разница. Как здорово, мне на день рождения наш
сельский житель такую табуретку подарил в стиле «ампир». Он вырезал из
сосны, как дал ее. Она стоит у меня, как из космоса вещь… Ещё Баронесса
Ядзиньска Рома Наполеоновна хороший подарок сделала – дала в долг тысячу
рублей, а я так и не вернул! Но я отдам… когда-нибудь… да… (убирает
ладонь в район паха)
– То, что Вы делаете, назовем это одним словом «искусство», Вы вообще в
принципе можете это не делать или заниматься чем-то другим?
– Ну, не надо бы вообще-то, честно говоря.
– Почему?
– Как вам сказать, на это отвлекать свое драгоценнейшее время души. Потому
что ну что искусство – это все эмоции, это все чувства. А ведь самое
главное, я ничего не говорю от себя, заявляю, драгоценные мои слушатели, кто
слушает весь этот бред, я повторяю только то, что причитал, успел. Я только
начал какой-то путь, какие-то движения, какие-то успехи есть, падения и все
прочее. О чем я хочу сказать, ведь все же очень просто. Что вы у меня там
спросили?
– Я спросил о том, можете ли Вы не заниматься искусством, или какая-то
сила заставляет Вас?
– Не заниматься? Ну, я же должен, раз мне бог дал, то я должен отдать и
преумножить даже. А что значит преумножить? Начну все по порядку, чтобы всем
было понятно. Во-первых, не вредно было всем нам, людям, так называемым
творческим и прочим, не забывать такую вещь – рассказ я вычитал у
митрополита Антония. Он говорит, когда ослица входила в Иерусалим и везла на
себе бога, ей под ноги бросали пальмовые ветви и кричали «осанна!» и
приветственные крики, она была в полной уверенности, что это ее так
встречают. Вот нам не надо забывать, что мы только вот эти ослицы, которые
везем какие-то дары, которые нам дадены. И не более того. То есть наше дело
– идти, ступать, тащить, по возможности обходить ямы, по возможности в
чистоте это все беречь и отдавать. Но это не нам кричат «осанна!» и хлопают
в зрительных залах. Это хлопают тому, с чего я начал – удивительному
совершенно непостижимому многообразию дарований свыше. Всем людям подряд,
все подряд! Все просто залиты. А мы как-то закопались в насущном, я в том
числе. Как только машина сломалась, открылось 4 месяца такого простора
душевного, потому что все время думаешь, колесо, болт какой-нибудь. Вы же
знаете, да? И вдруг пошли стихи новые какие-то, что-то такое, открылось то
драгоценное время, которое мы тратим на что-то другое. Я тоже, в том числе.
Я только о себе, не о ком не говорю. Поэтому вот здесь и не писать или
писать – писать, конечно. Да, писать, конечно. Вот у меня здесь в тетрадке
есть. На всякий случай я взял книжечку, чтобы не быть голословным, потому
что идет давний спор, если люди верующие, а можно искусством в принципе
заниматься и т.д. И вот это, кстати, для меня очень важная тема. Сейчас
появилось очень много таких якобы православных песнопений всяческих, то, что
раньше называлось «ВИА». Молодые люди пытаются что-то там про бога пропеть.
А вот чего пишет митрополит Антоний: «В момент, когда художник старается
сделать из своего дела, мастерства иллюстрацию своей веры – это большей
частью становится халтурой». То есть верующий ты человек, предположим, ну и
верь себе спокойно. Не надо из этого делать твои художественные формы. И
дальше: «Если художник пропитан своей верой, ему не нужно сличать с ней свое
вдохновение, потому что они не только переплетены, они составляют одно». Ну
ясно, да? Что если художник – человек верующий, то все, что он будет делать:
про птичек, про мышей, про крыс ужасных, про болото, про свои страсти
какие-то, страдания – все равно все будет этим светом озарено и осмыслено.
Поэтому скорее те люди, которые делают это с целью какую-то свечечку
поставить, обсосать это все, они скорее всего не на ту мельницу работают,
эти все… Без имен, да? Поэтому я так широко отвечаю, но, может, потом
вырежете, выберете там, может, чего путное сказал.
|