Мой андеграунд - Контркультурные достижения Ста-Ста Досье
Главная | О проекте | Новости | Музыка | Проза жизни | Театр | Гостевая | Ссылки

Главная
О проекте
Новости
Музыка
Проза жизни
Театр
Гостевая
Ссылки

Ежи Пасек:

«На самом деле конец света был, просто его никто не заметил…»

Назад

- Насколько вас интересует эта тема - прежде всего в искусстве? Насколько она характерна для вашего творчества?
- Все мировое искусство пронизано этой темой, тем более - традиционное искусство. Но оно пронизано так же верой и стремлением человека к бессмертию, хотя гибель физическую никто не может отменить. Что касается моего творчества, то в человеке есть еще один страх: это страх перед Неизвестными, перед непознаваемыми силами. Но вот такой страх может играть даже позитивную роль, так как он пробуждает в человеке те скрытые возможности, которые ведут его даже за пределы ограниченного человеческого рацио. Короче говоря, в мире не существует абсолютно негативных явлений, ибо страх, тревога могут быть мощными стимуляторами познания и искусства.
- Произведение (-ия) искусства (литература, музыка, кино, живопись), в которых наиболее ярко и талантливо, с вашей точки зрения, разрабатывается тема страха?
- Тема страха появляется в мировом искусстве весьма часто, и здесь трудно что-либо выделить. В русской литературе для меня образ страха наиболее сильно выражен в знаменитом произведении Гоголя "Вий". Мне кажется, в основе его лежит не просто страх перед дьяволом, от которого, кстати, всегда можно защититься верующему человеку, а скорее страх перед абсолютно черно-непознаваемой силой.
- А как ты в принципе воспринимаешь внешний мир? Я имею в виду твои приоритеты. Женщина, девственный лес, кубы и параллелепипеды большого города, звездное небо, что тебя трогает, давит сердце, дает резкость взгляду?
- Я всегда любил звездное небо. Нет, любил не то слово. По-моему, это чуть не единственный источник познания жизненных тайн. Только вопрос, как видеть блеск этого источника и научиться из него пить. Что касается внешнего мира, то есть непосредственного окружения, мне всегда было любопытно общаться о людьми самыми разными, разговаривать с ними. Для меня мир, скорей всего, человеческий мир. Именно потому, что из всех живых существ люди наиболее на нас похожи, общаться с ними трудней всего. Одно из самых нелепых заблуждений думать, что в силу этого внешнего сходства они разделяют наши вкусы и убеждения. У одного американца (имя я утаиваю – всё равно они все одинаково прожорливые) есть любопытная книга: "Учитесь слушать, учитесь разговаривать, учитесь читать". Искусство разговора стоит на второй степени сложности. Автор полагает, прежде всего, надо уметь смотреть и слушать. К примеру, слушать, как растут цветы.
- В этом есть что-то японское.
- Оно, возможно, и к лучшему. Йога, дзен, бон - там вcе правильно, устрашающе правильно. А меня всегда интересовало нечто угловатое, резкое, неправильное, незаконченное, ошибочное. Тенниcон, Башо, Судзуки - классика, традиция. Я индивидуалист и мне нравится импровизация, непосредственность, а ведь любая классика, любая популярная концепция - пусть даже популярная в среде интеллектуалов - есть нечто готовое, препарированное… Мне от этого хочется разрушать!
- Что-нибудь громили в приступе ярости?
- Да, почти всё громил. Труднее вспомнить, чего не громил. Увы, приступы ярости посещают часто, и я не могу с ними совладать. Меня оскорбляет несовершенство мира, как-то по сути оскорбляет. Я предпочитаю, чтобы вообще ничего не было, чем эта неказистая чепуха... Хочется громить, да, правда, хочется громить...
- Сейчас стало модно ходить в церковь и гордиться своей новой религиозностью. А как Вы к религии относитесь?
- А я вот понял, наконец, что я – католик-радикал. Совершенно точно.
- Бог един – и никаких трех видов?
- Дело не в том, что Бог един или там триедин, просто Бог, если я правильно поняла иудейство, это не какая-то отдельно взятая личность… Это какое-то общее информационно-энергетическое поле, которое как-то где-то каким-то образом возникло… Может, это люди надышали. Сами. Единственное, во что я абсолютно точно верю – это в законы сохранения. Человек источает определенную энергию, когда живет. Это накапливается в общей атмосфере. Когда он умирает – все это никуда не девается. Идет циркуляция, круговорот… воды, энергии, информации… Все потом возвращается. Конечно, с поправкой на засоренность…
- Ходили слухи, что Вы собирались писать книгу о skinhead-движении, как обстоят дела или Вы на это забили?
- Я на это забил, потому что мне стало понятно, что люди, для которых она должна быть адресована, это скинхэды и вообще общественность меньше всего заинтересована в получении правдивой информации, а в большей степени склонна таким своим внешним видом просто эпатировать родителей, учителей и т.п. Поэтому книга получилась бы без читателя, что не имеет смысла.
- Но вообще, Вас беспокоит вопрос скинхэдов?
- Ну, во-первых, я знаком со многими московскими скинами, начиная от "красных" и заканчивая наци, white-power. И я убежден, что это точно такие же парни, как и я - просто их прибило к другому берегу. Есть люди, у которых есть такая иголка в заднице, и в момент, когда они желают ЧЕГО-ТО ТАКОГО, одним одно сваливается на голову, другим - другое. У кого-то в квартале слушают рэп, у кого-то - металл. У кого-то на районе появляется чувак, который говорит, что быть нацистом - это круто, и тамошние хлопцы поголовно становятся скинами; а где-то появляется грамотный лидер левых взглядов и там пацаны вступают в комсомол. А на самом деле это все - одинаковые парни, у них много общего. Их разъединяет идеология, которая спускается им сверху. А базис один. Просто некоторым молодым людям нужно какое-то пассионарное движение, и они его находят - кто где. Чистой идеологии в молодежных неформальных движениях нет, есть некая мода. И печально, когда из-за этой моды происходят порою жестокие драки, а иногда и убийства. Не было бы политической моды - дрались бы район на район, как раньше... И по-моему, драться район на район гораздо лучше, чем воевать по идеологическим мотивам. В межрайонных разборках все честно и понятно: ты живешь тут, он за речкою - и это факт. А когда в такие разборки добавляется идеология, на них начинают греть руки разные нечистоплотные дядьки. И выходит, что энергетика, которая могла быть направленной на что-то достойное, уходит в песок. Поскольку я сам идеологически ближе к левым, то считаю достойной для бойца целью - стремление делать мир лучше. Но ведь стремление сделать мир лучше и стремление уничтожить "всех уродов" - это разные вещи. На самом деле, уродов не существует. Все люди братья - и это факт, и это левая идеологема. Правые идеи ориентированы не на объединение, а на размежевание по разным признакам. Но смысл один: мы - правильные парни, а вон те - уроды, их нужно уничтожить, и тогда все будет нештяк.
- Хорошо. И последний вопрос. А как Вы относитесь к таким личностям как Черепаха Тортилла, Скрябин, Фредди Крюгер, Мисима, Дугин, Алеша Попович, Ларри Флинт, Иохим фон Босх, Хафиз Ширази, Пиноккио?
- Обожаю всех просто скопом, но лично не знаком.

Интервьюировала
Ольга Бастинда

(19.08.2005)

© Альфа-дизайн, 2003. Все права, которые можно было нарушить, нарушены. Нарушить их повторно вам не удастся.
Ваши вопросы, пожелания и замечания по поводу этого сайта шлите на sta-sta@freemail.ru.
Последний раз эта страничка обновлялась 17 февраля 2011 года.

Сайт создан в системе uCoz