Вячеслав Убогий:
«Мне нечего Вам сказать…»
В нем есть вызов, в этом человеке. Он словно маленький, но крепко сжатый
кулак. Угольки глаз. Острый, умный, гордый человек. Шоу-бизнес отрабатывает
его по своим законам. После съемок Вячеслава Убогого для глянцевых журналов
– в галстуке, в белых брюках – хотелось спросить, не превращается ли он в
буржуа. К таким выводам пришла Таник, беседовавшая с «звездой» литературного
андеграунда прошлых лет.
- Кого из сетевых знаменитостей Вы считаете близкими по духу? Кто
сейчас рулит Контркультурой?
- Рауш – живое воплощение трэш-идеала... Руах – философ-извращенец… Да, всех
не упомнишь…
- А Ста?
- Он же продался! И поддался бездуховным соблазнам…
- А что в Вашем понимании настоящая духовность? Если здесь духовности
нет, то где она есть?
- Она, безусловно, есть у людей, которые разумно балансируют между
материальными и нематериальными ценностями. Разумный баланс - это то, что
позволяет человеку заниматься духовными поисками, работать над своим
духовным развитием. Когда твоя единственная проблема - что сегодня надеть
вечером, - это ужасно, но когда твоя единственная проблема состоит в том,
что есть сегодняшним вечером - это еще ужаснее. Потому что ни в одной из
двух ситуаций ты не будешь заниматься своим развитием. У тебя должно быть
все хорошо в жизни. Это позволит тебе заниматься своим развитием. Есть
известная фраза: художник должен оставаться голодным. Мне кажется, что это
не совсем верно. Либо совсем неверно. Например, если бы я не занимался
бизнесом, вряд ли сел писать. Можно, конечно, кривляться и говорить, что
нет, не могу не писать, или что талант всегда себя проявит, но думаю, что
это по меньшей мере некорректно.
- Какова, на Ваш взгляд, главная задача писателя? Понимаете ли Вы
ответственность взявшегося опубликовать свои наблюдения? Станут ли люди
лучше, прочитав Вашу книги?
- 1. Главная задача писателя - это оставлять для истории точную картину
современности. 2. Да, понимаю. 3. Они уже становятся лучше, по крайней мере,
такой вывод я могу сделать из тех писем, что приходят мне от читателей.
- У вас большой круг общения в обычной жизни? Кого вы любите видеть в
свободное от концертов время?
- Таких людей очень мало. Я теперь очень осторожен в контактах. Меня часто
предавали, и я сильно разочаровался как в мужчинах, так и в женщинах. Я
всегда пытался открыть свою душу тому, кого считал другом, но порой мне в
нее просто плевали. После чего душа вновь замыкалась. Правда, потом время,
что называется, вылечивало, понемногу приходил в себя, но следовал какой-то
новый удар, и все повторялось. Поэтому теперь, если я кого и хочу видеть, то
только тех людей, которых давно знаю. Которые хорошо ко мне относятся и
относились так же и в те годы, когда я еще не был известен. Но я повторяю,
что их очень мало.
- Уважаемый, а как Вы оцениваете возможность вступления демократической
оппозиции (при всей условности этого определения) с НБП. Ваше отношение к
Э.Лимонову. Спасибо.
- Отношение к Лимонову и молодым лимоновцам у меня различное. Еще несколько
лет назад этот стареющий че гевара был неинтересен никому, кроме литкритики
и психиатров. Но власть от большого ума начала его сажать - и сделала
героем, и тысячи некрепких молодых душ потянулись в сторону этой дурноватой
романтики. Теперь гособвинитель предлагает упечь на восемь лет ребят,
разбивших стекло в приемной Президента. Следствием этого будут уже десятки
тысяч новых "лимоновцев" - молодых людей, чувствительных к несправедливости.
С экстремистской идеологией можно и нужно бороться, с ребятами этими нужно
разговаривать, давать им взрослеть умом, чтобы они шли в реформаторы, а не в
подрывники. Поэтому я выступаю в защиту арестованных лимоновцев. И на
митингах в защиту демократических институтов готов стоять рядом с ними -
хотя бы потому, что они на эти митинги приходят. А кстати, есть возможность
с людьми и поговорить (у меня получается).
- А враги у Вас есть?
- Да, вот их список: тот же Лимонов, а еще Бальмонт, Пикассо, Бальзак,
Кастанеда, Лютер, Пресли, Баркашов, Дидро, Кант, Чернышевский, Битлз, Бодлер,
Верховенский, Евтушенко, Солженицын…
- Кстати, Вас с кем только ни сравнивают: с Булгаковым, Сорокиным... В
последнее время список не пополнился?
- Еще как! С Сорокиным меня сравнивают только в Германии, видимо, здесь его
знают больше. В России меня сравнивают с Марининой. Еще? Пожалуйста: Карлос
Кастанеда, Томас Манн, Иван Тургенев, Терри Саутерн, Кафка, Хемингуэй, даже
с Лесковым сравнивали…
- Рамки ваших произведений, если их вообще можно уложить в какие-то
рамки, очень многослойны, в них постоянно присутствует мистическая
составляющая… А в вашей личной жизни случались по-настоящему мистические
события?
- Вы знаете, смотря как интерпретировать событие: мистическое оно или нет?
Некоторым людям, знаете, да? Им надо, чтобы ветер выл в соснах, луна светила
— это мистика. Это круто. А когда ты начинаешь понимать, что такое эта
жизнь, то когда просыпаешься и идешь ночью в туалет, то понимаешь, что это —
самое великое эзотерическое путешествие. И это по-настоящему сложно…
- Литература у меня почему-то ассоциируется исключительно с чувством
стыда. Мне бесконечно стыдно, что я занялась этой областью деятельности.
Может быть, я ошибаюсь, может быть, я сделала неправильные о вас выводы, но
мне кажется, что вам эта область нравится, и вам, честно говоря, завидую,
потому что я не могу продолжать дальше. Я родилась в доме, где жили одни
художники. И поскольку вокруг меня все бесконечно рефлектировали по поводу
искусства, мне казалось, что, овладев искусством, я овладею той самой
властью и смогу как-то манипулировать сознанием. У меня никогда не было
желания самовыражаться посредством литературы. У меня всегда было желание
влиять на кого-то. А потом я выросла и поняла, что это неэффективно, что
слово не многое значит, собственно.
- Это понятно, потому что вы занялись литературой, когда Россия стремительно
переставала быть страной центристской литературы. Громадный кит русской
литературы, который резвился в этих волнах уже почти два века, был выброшен
на мель и начинал подгнивать. Я то вошел в литературу в середине 70-х годов,
когда даже признака крушения этой системы еще не было. Поэтому для меня
тогда литература была очень сильным наркотиком, на котором я сижу до сих
пор. Я думаю, что искусство по-прежнему сильно влияет на массы. Может быть,
литература не так уж сильно, но вот кино, например, по-прежнему является
массовым искусством. Но, может быть, вам просто интереснее работать с
людьми, а не с бумагой. Потому что меня все время интересовало то, чего нет,
то, что не существует.
|