Ста-Ста:
«Все пишется спонтанно…»
Как «из ничего» возникает «нечто»? Вопросам творчества посвящен целый
раздел философии, но слишком много там теоретического… Мы же встретились с
лидером группы BSb и поведал, как у него проходит удивительный процесс
написания столь удивительной музыки. Предлагаем вниманию уважаемой публики
избранные места из нашей неформальной беседы.
Как пишется?
- Очень интересно было бы узнать, как у тебя рождаются вещи: сначала
приходит текст, потом сочиняешь музыку, или бывает такое, что сядешь, сразу же
сыграешь и споешь, а потом - обрабатываешь?
- Все пишется спонтанно, хотя вначале рождается некая идея. Тексты я пишу
долго, но совсем не мучительно. Иногда долго накапливаю материал, продумываю.
Идеально же, когда строки приходят в голову сами. Из ниоткуда. Иногда мне
кажется, что тексты надуманы. Но это же то, чем я живу, пусть немного
гипертрофированное, показанное под другим углом. Мне вообще кажется,
рок-музыка – когда люди пишут песни после каких-то темных ситуаций, у них есть
какой-то камень на душе.
- Жизнь сама дает тебе новые впечатления для творчества или их надо искать?
- Я и сам создаю некоторые ситуации, приводящие к эмоциональному всплеску; да,
и жизнь все время преподносит сюрпризы. Я считаю любой опыт удачным. Тем
более, что все альбомы, даже те, которые мне сейчас, например, нравятся
меньше, писались абсолютно искренне.
- В твоих песнях немало говорится об одиночестве, разобщенности и
приближающемся холоде. К чему все это?
- На самом деле, все мои песни – о любви, свете и радости, и том, каково без
них. Я знаю о мире только то, что говорят мне собственные чувства; и пишу,
разумеется, только о том, что реально волнует и заставляет задумываться… И
потом, не зря же кто-то из великих сказал: «Русский человек всегда одинок».
- Твои тексты часто опережают твой возраст. Откуда такой богатый жизненный
опыт, откуда берется такое знание жизни?
- Я тоже иногда об этом думаю. Наверное, каждое стихотворение - это некая
сумма впечатлений, накопленная за определенный промежуток времени. Если будет
хватать пары минут, чтобы записать свои стихи - это здорово. Причем, события,
вызвавшие приступ вдохновения, сами по себе могут быть незначительными.
- Какая песня лучше всего тебя описывает?
- Такой еще не создано. Я думаю, это вообще вещь недостижимая – я все время
меняюсь, а написанные слова, какими бы точными они ни были – остаются позади.
Вообще, я в каждой строчке оставлял часть себя, все мои песни - своеобразные
фотографии прошлого. Своими трэками я как бы создавал звукоавтобиографию.
Такая вот история длиною в жизнь. Истинная же подоплека закодированных смыслов
этих песен известна лишь мне одному, и никому больше. И вообще я скажу так:
будьте осторожны, когда пишете песни. Они знают о будущем, гораздо больше чем
вы!
О влиянии на творчество
- Тебе больше нравится записывать песни, нежели исполнять их?
- Скорее, верно обратное, хоть я и не так часто даю концерты. А больше всего
нравиться чувствовать, как вдруг из ниоткуда возникают гениальные строки. И
надо успеть зафиксировать их!
- У тебя, кстати, достаточно язвительные тексты. Идеалов нет вообще?
- Ну, какие идеалы? Оглянись вокруг - все плохо. Меня иногда спрашивают: зачем
ты все это делаешь, что ты этим всем хочешь сказать? Я не могу ответить
толком. Все это работает, как какая-то машина не особо зависимая от нас. Мы
что-то делаем, особо не напрягаясь, а потом это приносит какие-то плоды. Она
(музыка) обычно сама нами управляет. Просто существует некая музыкальная
материя, и существовать внутри этой материи, внутри состояния творческого
гораздо приятнее, чем существовать в этом мире… С его законами шоу-бизнеса в
том числе. Как только ты начинаешь стремишься понравиться людям, обществу и
так далее, ты теряешь искренность и теряешь эту атмосферу.
- Насколько тексты отражают ваш взгляд на жизнь?
- Совсем не отражают. И никогда не отражали.
- А кто более всего повлиял на тебя как на творческую личность?
- Я думаю, что на любого человека в первую очередь влияют те книжки, которые
он читал. Литература, музыка и, возможно, еще живопись как раз и составляют
лицо любого человека, который пытается что-то сказать другим.
- А какие группы оказали наибольшее влияние на тебя лично?
- Конечно, КИРПИЧИ. Я люблю этот ансамбль, у меня все пластинки есть. А еще
сейчас я слушаю, помимо интеллигентного хип-хопа и экспериментальной
электронщины, довольно много американского панк-рока, нью-панка. Он вроде как,
у нас - и немодный, этакий интеллектуальный хардкор.
Обратная сторона творчества
- Как ты снимаешь стрессы?
- Отдыхаю в одиночестве. Продуцирую тексты. В театре играю.
- Твое отношение к алкоголю, куреву и наркотикам. Используешь ли ты
какую-то дополнительную стимуляцию для творчества? Наркотики, например...
- Что я - больной?! Это же ничего не дает, лишь засоряет каналы! Тут и без
водки не разберешь, кому служишь: то ли Господу, то ли Дьяволу! Мой наркотик -
это поиск форточек на планете, где организм, припадая к источнику чудному,
максимально вибрирует, извергаясь вдохновением…
Наркотики - нет. Вот чужая музыка - это да, стимулирует. Принесет кто-нибудь
новый диск, послушаешь и сразу появляется желание что-то делать самому, что-то
придумать.
- Почему, не выпустив один диск, ты почти всегда начинаешь заниматься
другим?
- Во-первых, любого творческого человека - поэта, композитора, режиссера -
сделанная работа перестает интересовать с момента ее завершения, и он сразу
думает о будущем. А во-вторых, мне всегда была присуща двойственность, в одно
и то же время писались текст, ну никак не подходящии для какой-то одной
концепции… Групп, которые занимаются синтезом в музыке, стилевым синтезом,
очень мало, а мне кажется, что за этим будущее. Вот человек может перейти,
там, с панка тяжёлого на регги - это интересно. Мы, вот, таким путём
двигаемся, потому что, мне кажется, свою краску найти вот в этом можно только
в начале двадцать первого века, это единственный способ для музыканта оставить
свой след звуковой.
Интервью брал С.Лавский
(19.09.2002)
|