Просто ROCK
В этой беседе со Ста-Ста, этим вечным двигателем контркультурного ансамбля
BSb мы будем вместе рассуждать о развитии мировой рок-музыки в принципе и, как
знать, может, в процессе разговора всплывет нечто очень интересное.
ВОПРОС: Что такое рок?
ОТВЕТ: В годы тоталитаризма, была еще такая "рок"-музыка, которую играли в
подполье. Все остальное называлось "эстрада". Сейчас тоже есть "рок" и
"эстрада". Чем они отличаются, Бог весть. Когда в клипе играют "рок",
показывают индустриальный пейзаж, или как девушке бреют голову а когда
"эстраду", то показывают женские груди и баб, закрытых прозрачной тканью. Но
если отключить изображение, то и не отличишь одно от другого. Близнецы "рок" и
"поп" служат мамоне с зеленым глазом над пирамидой. Эта линия достигла пика к
середине 70-х, и в результате - как протест - появляется американский панк -
RAMONES, N.Y. DOOLS и так далее. В основном все это возглавили люди, которые
были задействованы в той же психоделии 60-х - Игги Поп, Патти Смит. И здесь
нужно выдвинуть тезис: то, что общество не может уничтожить, оно хочет съесть.
В: Как в этом аспекте соотносятся панк и пост-панк? И кого бы ты к ним
отнес?
О: Панк - EXPLOITED, GBH, UK SUBS, SEX PISTOLS. Пост-панк - BIRTHDAY PARTY,
SIOUXSIE & THE BANSHEES, ранние CURE, ECHO & THE BUNNYMEN. Тут такой момент:
если панк состоит из действительно естественных, животных инстинктов, то
пост-панк - это люди, которые поняли, что они не могут жить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. А
хотелось бы. Поэтому пост-панк - это музыка очень больная.
В: Как правильнее осуществлять идею "неискусства" в роке: через
атональность или через динамически-примитивный рок-н-ролл?
О: Все равно. Хотя вообще говоря, нужна свобода, а в атональности ее
больше. Есть свобода слажать, например, и поэтому нет страха слажать.
В: Но атональность хороша, наверное, как импульс внутри художника. А
рок-аудиторию, быть может, скорее раскачал бы сильный драйв?
О: Имеющий уши, да услышит. Кто слышит соль атональности, тот ее и слышит.
Двери ее восприятия для него открыты.
В: А какую тогда роль играет драйв?
О: Абсолютную.
В: А атональность его не разрушает?
О: Нет. Атональность-то и дает драйв. Например, EINSTURZENDE NEUBAUTEN.
Tсть некие рамки человеческого, и что за ними лежит, человеку знать не дано.
За ними - агония, депрессия (JOY DIVISION, THE DOORS). И это плохо. Нужно быть
счастливым в человеческих рамках и за них не вылезать. За выход платишь
смертью.
В: У тебя нет ощущения, что изменения к худшему дошли до некоего финала...
О: У меня вообще не бывает ощущения, что что-то сильно рвануло. Каким я
был, таким и остался. Совсем не изменился - кроме того, что поимел чудовищно
огромный опыт - именно чудовищный - из-за чего мне стало не то, чтобы трудно
писать, а несколько глупо некоторые вещи воплощать в реальность. Многие вещи
стали для меня бессмысленными. Я могу каждый год выпускать по десять огромных
альбомов, а могу вообще ничего не выпускать - мне совершенно наплевать. Все,
что я делаю - это только для себя, и для таких же, как я, а это то же самое,
что для себя. А сейчас такая ситуация, что делай, не делай - разница
невеликая. Мне сейчас больше нравится наблюдать, чем участвовать в каком-то
процессе самому. Я сам себе стал не интересен, потому что я себя знаю до такой
степени хорошо - ну, просто насквозь. Мне сейчас гораздо интереснее то, что
находится надо мной. Мне не хотелось бы на эту тему говорить. Я не до конца
понимаю, что сейчас происходит.
В: Но ведь ощущения-то у тебя есть?
О: Это мои личные ощущения, и они никого не затрагивают. Вот такие
странные ощущения. Цивилизация закончится, будет новая цивилизация... Эволюция
не бывает хорошей или плохой - это просто естественный отбор. А какая
цивилизация - откуда я знаю, я же не Бог. Вообще, все это - глупости, болтовня
на досуге. Можно так рассказать, можно этак - все равно представить
невозможно, потому что это выше любого разумения, а тем более - частного
мнения.
В: Но частное мнение - это проекция.
О: Мне это не интересно. Я понимаю, что это чепуха.
В: Но ведь твои песни - это тоже проекция.
О: Это не проекция, это объекты. Что с ними происходит, как они дальше
действуют - кто-то с собой кончает, кто-то просветляется - меня уже не
касается. Я должен это делать, и я это делаю. Это - моя дань общему делу. Я -
как проводник. Через меня что-то проходит, вот - выдаю.
В: Ты испытываешь реальную ненависть к этому миру?
О: Испытываю как минимум ярость. Ярость к сложившемуся порядку вещей…
В: С кем или с чем ты борешься своими песнями?
О: С тем, что происходит. Скажем, с развалом и тотальным пессимизмом,
который охватил все общество.
В: Но и с тем и с другим нужно бороться конструктивно.
О: Деструкция тоже конструктивна. Падающего толкни, утопающего утопи. То,
что должно рухнуть, нужно обрушить, для того чтобы дать простор новому
движению.
В: То есть, у твоей группы «красивый» звук нейтрализован и обезврежен шумом
и искажением?
О: Да! Но тут же я добавлю, что шум, помехи вовсе не должны ввергать
кого-то в стресс, терроризировать... При этом благозвучия тоже нет,
беспокоящие элементы присутствуют постоянно, на протяжении всего альбома.
Слушателя должен пугать не сам по себе лютый шум, но подозрение, что музыка в
любой момент может сойти с рельс. И электронной музыкой дело вовсе не
ограничивается, - скажем, у Sonic Youth есть откровенные поп-вещи, которые
внутри себя уравновешены чем-то действующим на нервы, лавиной грохота,
скрежетом, чем-то совсем не попсовым. От этого возникает напряжение. Это общий
принцип.
«Звезду» пытал Алексей Желтый
(сентябрь 2003)
|