Жизнь и литература, литература и жизнь
Когда-то давно, к Литературе люди относились очень серьезно. В первую
очередь относились к ней серьезно, правоверные христиане, ведь вначале —
сказано им — было Слово, субстанция сугубо литературная. Издавна и
русская личность находится под владычеством, даже игом родного слова.
Это-то и есть наша слабость, потому что мы, реальность не на земле, а в
слове, в голове. Такая покорность художественному слову удивительна,
потому что всем, кроме детей и сумасшедших, ясно как божий день: за этим
самым словом стоит всего лишь бездыханное отражение действительности,
модель. Литература есть корень из жизни, а то и сама жизнь, но только
слегка сдвинутая по горизонтали, и, следовательно, нет ничего
удивительного в том, что у нас куда жизнь, туда и литература, а с другой
стороны, куда литература, туда и жизнь, что у нас не только по -
жизненному пишут, но и по - письменному живут.
Жизнь - метафора, жизнь - это текст; жизнь - главная книга в
судьбе каждого, Книга Книг, и каждый день добавляет в неё страницы,
каждый год - законченная глава. Жизнь - каша множества неупорядоченных
страстей и стремлений, в то время как литература пытается дать свет и
смысл, путь и ясность. Жизнь - хаос, Литература - Космос. Жизнь -
отражение литературы. ещё Ницше писал: Приватную лекцию, даваемую
каждому человеку его опытом, можно сравнить с текстом книги, а
передумывание и выводы из него - с комментарием. Жизнь подобна
книге, в которой недостает многих страниц; трудно назвать её цельной, и
все же она цельная. Существует мнение, что писатель всю жизнь пишет одну
книгу, которая свидетельствует о написавшем не менее, чем о предмете
изложения.
Как большинство современных книг - лишь мерцания дня сегодняшнего, так
жизни многих, даже слишком многих тянутся монотонной жвачкой,
растворенные в хаосе, принося лишь ощущение бесполезности растрачивающим
себя существам, в чьих телах поселилась безысходность. Недолгие же (как
правило) жизни великих подобны яркой комете, вспышке вырванного сердца
средь серого тумана обыденности. Талант у писателя невольно съедает
жизнь, съедает счастье, съедает все. Писательство - фатум, творчество -
рок. Судьба бережет тех, кого лишает славы. Психологически её очень
сложно переварить. Жизнь, проживаемая с открытыми глазами, для некоторых
оказывается непосильной. Прекрасно Искусство, служащее жизни и
божественно Искусство, которое само - Жизнь. Мы тысячи раз поражаемся
людям: как велико их искусство писателя, как ничтожно их искусство жить.
Так что не у литературы учиться жизни, а действительности - у
литературы.
Мир, в котором мы живем, прежде всего, зависит от того, как каждый его
воспринимает и понимает. Сообразно с этим, для одного он всегда будет
пошл и беден; для другого - полон красок, чист, богат интересен и полон
значения. Но есть и вещи в полной мере нам неподчиняемые, независимые от
нас... Да, конечно, свой вариант судьбы человек обычно выбирает сам. Во
всяком случае, так ему кажется. В действительности же что - то не всегда
осознаваемое нами, влекущее сквозь ошибочный выбор к другому, не самому
удобному, даже порой опасному, но чем-то притягательно-необходимому
образу жизни. "Последние страницы книги уже содержатся в первых".
Человек приходит в мир чистой страничкой, и текст, который будет написан
на ней, во многом зависит от родителей... И лишь Единственный Читатель И
Критик Всех Книг знает, на каком неожиданном месте нить повествования
оборвется навсегда в одной из книг, или зачем так растянуты детали самые
несущественные в иной. Он, Всевышний, волен скрутить жизнь, развернутую
в художественное повествование, обратно в клубок шести миллиардов
ежедневных писателей.
Текст - не пустое созерцание, более того, являя сам по себе действие
("слова поэта суть его дела"), он проявляет неожиданное могущество:
исцеляет сердца и производит какой-то отбор в грудах человеческого
шлака. Как любовь больше человека, так больше автора текст. Творчество -
часть физиологии некоторых людей. И человек творит не потому, что он не
удовлетворен и сублимирует, а потому что он не может этого не делать,
это как часть дыхания. Писать можно только когда чувствуешь гнев и
сердечную боль, когда фразы пасутся в мозгу, как слезы или крик
нерастворенный и застывший в глотке - иначе слова - не больше, чем мясо
в потребительской корзине Открытого Общества. Зачем творить, как не для
того, чтобы дать смысл страданию - хотя бы показав его недопустимость?!
Тогда - то и рождается красота из обломков зла и несправедливости.
"Всякое творчество самим своим существованием отрицает мир раба и
господина", т.е мир современного нигилизма, в котором "рабство
становится всеобщим, а небесные врата остаются закрытыми. Таков
экономический закон мира, живущего культом производства". Творчество
есть не только борьба со злом - оно создает иной мир, мир новый и
небывалый продолжает дело творения. Во всяком творческом акте есть
абсолютная прибыль, есть небывалый прирост. Будничная проза жизни -
грех, послушание которому - зло. Человек не в состоянии подняться над
собой и над человечеством (это - удел Сверхчеловека), ибо он может
видеть лишь своими глазами. Творчество - определённый поиск, поиск
внутренней гармонии; литература имеет божественную природу, являясь
наиболее интегрированной формой Творчества. В творчестве жизнь умирает,
приносится в жертву бытие. Перед Творчеством становится дилемма: быть
или творить, отрекаться от бытия во имя создания ценностей, превышающих
бытие. Творчество есть не обнаружение бытия, а самоограничение его,
принесение в жертву некоему Высшему Порядку.
Творческий опыт - особый религиозный путь, творческий экстаз -
потрясение всего существа человека, выход в иной мир. Полное и скорое
утоление потребностей понижает духовную высоту человека, незаметно
приковывает его ещё сильнее к узкой сфере самоценного умножения внешних
форм. Волшебная сила искусства - в действии жизни. Истинное искусство
именно и развивается потому, что идет вразрез с грузным и порочным
усыплением душ... В этом ужас жизни - и могущество искусства. Творчество
- необъяснимо, самобытно, у него бездонные глубины; в нем - великая
тайна, тайна абсолютной свободы. Это то, что идет изнутри, из бездонной
и необъяснимой глубины, то единственное, необъятное, что позволяет быть
вне времени, отпущенном нам, позволяет взломать бытие и выйти за его
пределы, может вместить и вместит... Именно творчеством можно
оправдать земное существование. Погруженность в себя есть себя
утеря. Плененность человеческого духа есть грех, и даже вина его.
Свобода есть соединение с подлинным миром - космосом. Творчество, прежде
всего, имеет личное значение, а писатель - не профессия, а скорее образ
жизни - способ существования, диктующий равнозначный способ выражения.
Если хотите, даже мессианство. Влиятельность писателя связана с его
привилегией властвовать всем. Творчество, понимаемое как наибольшее
отклонение от жизненной оси творящего и бегство от себя, заставляет
думать... Когда человек, вместо того, чтобы проживать жизнь, начинает о
ней писать - это само по себе ненормально, сочинительство есть по
определению одна из моделей девиантного поведения. Творчество -
профессия опасная, и заниматься ею могут только те, у кого не все в
порядке с инстинктом самосохранения. Трагедия человека, при условии, что
он писатель или поэт, в его судьбе уже состоялась: вторжение литературы
вообще и поэзии в частности в любую жизнь и есть трагедия человека. Поэт
говорит не так, как говорит человек, - и это со временем начинает
определенным образом направлять его мысли. В конце концов, поэт
находится там, где нет человека. Трагедия человека состоит в
недосягаемости этого "там". Высокие духовные дары отчуждают их
обладателя от остальных людей и их стремлений. он тем меньше может найти
в них, чем больше имеет в себе самом. Тысячи вещей, в которых те находят
великое удовольствие, для него пошлы и непереваримы. Может быть, этим и
здесь подтверждается повсюду имеющий хождение и силу закон компенсации.
Ведь не без снования утверждают, что самый ограниченный человек духовно
- в сущности, самый счастливый, хотя едва ли кто-либо сознается в
желании завидовать этому счастью.
|